О том, какие решения помогают выйти на новые рынки, почему головной офис решено оставить в Барнауле и как благотворительность помогает выдерживать конкуренцию, президент МейТан Любовь Леванюк рассказала в интервью федеральному деловому журналу о бизнесе «Эксперт»
Спрос сместился в сторону здоровья
— Любовь Александровна, повлияла ли пандемия на ассортимент компании и на распределение объема продаж по каналам?
— Да, безусловно. Мы долгое время позиционировались как косметическая компания, но в 2019 году сместили акцент на здоровье — категорию, с которой нас и ассоциирует большинство потребителей. Как показала пандемия, это была верная стратегия.
В 2020 году мы усилили оздоровительное направление: ввели иммунный пробиотик от новосибирских ученых, который повышает иммунитет и помогает бороться с патогенными микроорганизмами, аюрведические травяные таблетки из Индии, таблетки молодости. Эти новинки за год вышли в ТОП продаж по компании. И если в 2018 году доля оздоровительной продукции в товарообороте компании составляла 27,7%, то в 2021 – 41,6%. Прирост по итогам 2020 года — 23,2%, 2021го — 36,6%.
Что касается распределения по каналам продаж, то здесь глобально ничего не изменилось: продажи через интернет-магазин, безусловно, выросли, здесь мы отражаем общую тенденцию, но основной товарооборот был и остается через офисы продаж.
— Но ведь именно стационарный бизнес пострадал больше всего?
— Да, и мы, как и все, были в ситуации, когда некоторые региональные офисы не работали, когда из-за остановки заводов по всему миру и логистического коллапса невозможно было привезти уже произведенную продукцию и заказать новую. Некоторые позиции (для защиты от вирусов,
природные антисептики, средства для иммунитета) раскупались мгновенно и мы опасались, что не сможем обеспечить спрос в таких условиях. В том числе поэтому, нарастили объем российского производства.
На помощь пришла и наша система бизнеса: помимо линейного бизнеса и онлайн-торговли, мы работаем по принципу прямых продаж, что в условиях ограничений обеспечило существенные преимущества. Плюс, мы запустили новое бизнес-предложение, аналог совместных закупок, которое позволяет клиентам покупать продукцию, а партнерам зарабатывать деньги без привязки к офису.
Все эти решения помогли не просто пережить сложные времена, но и открыть за 2020-2021 годы 11 новых офисов продаж. В том числе, в новых странах.
Доля экспорта выросла на 60%
— Почему Узбекистан, Румыния и Германия?
— Эти территории удовлетворяют нашим интересам, к тому же, в них есть партнеры, готовые представлять компанию и развивать бизнес. Представительство в Узбекистане сейчас показывает лучшие результаты среди всех наших офисов продаж за рубежом.
К тому же, это те страны, где потребители знакомы с сибирской продукцией, где ценят природные компоненты. И нам есть, что предложить: натуральную антицеллюлитную косметику, фитокапсулы на основе алтайских трав, средства с пантами марала, травяные чаи, различные кремы.
Наша компания создана в Сибири, и мы с гордостью представляем алтайскую продукцию на мировом рынке. В 2020-м году доля экспорта компании выросла на 34% к 2019-му, а в 21-ом — ещё на 60%.
Благотворительность помогает выдерживать конкуренцию
— На днях в Программе «Развитие регионов. Лучшее для России» ваш благотворительный проект стал лучшим проектом для детей. Благотворительность для вас — это веление сердца или элемент бизнеса?
— Точно не элемент бизнеса, хотя одно из конкурентных преимуществ. В рамках проекта «Жизнь одна» мы оборудуем детские игровые комнаты в больницах, чтобы маленькие пациенты по время лечения получали позитивные эмоции и быстрее выздоравливали. Проект начинался, как региональный, но быстро вышел за пределы Алтайского края благодаря партнерской сети.
Для руководителей наших офисов продаж возможность сделать такой подарок своему городу или району — большая честь и радость, поэтому они с удовольствием курируют работу проекта в своем регионе. За 12 лет открыто 36 игровых комнат в разных городах страны на общую сумму 11,8 млн руб.
Проект формирует лояльность и служит значимым фактором при выборе нашей компании, как бизнес-партнера.